Авиакомпания
"Полярные авиалинии"
По авиабилетам (сайт) +7 (4112) 44-32-27, 88001005959
По авиабилетам (авиакассы) +7 (4112) 42-48-01
По перевозке грузов и багажа, заказным рейсам +7 (4112) 44-31-16
По другим вопросам +7 (4112) 44-31-28
27.01.2020
«Я очень люблю небо и каждый раз иду в рейс с улыбкой»

Елена Сорокоумова работает бортпроводником без малого 14 лет. За это время она налетала почти 5000 часов, сотни раз побывала в районных центрах. Наша героиня рассказала, какие этапы её пришлось пройти, чтобы стать стюардессой, что нравится в работе.

Чем вы занимались до того, как стали бортпроводником?

Я родилась в поселке Белая Гора Абыйского района в самой обычной семье. После окончания школы встал вопрос о выборе профессии. На тот момент у меня сомнений не было - мечтала стать биологом. Спросите, почему? Дело в том, что мой двоюродный старший брат учился на биолого-географическом факультете Якутского государственного университета. Поэтому, начиная с 8 класса, я знала, что поступлю туда же, где учится мой родственник.

Закончила по специальности биолог, преподаватель биологии и химии. Так получилось, что учителем так и не поработала.

В какой момент решили, что хотите работать в небе?

Я никогда не задумывалась о том, что стану работать в авиационной отрасли, свяжу свою судьбу с «пятым океаном». Это отдельная история.

Моя мама работала в Якутске на станции скорой помощи, и ей там рассказали, что авиакомпания «Полярные авиалинии» набирает бортпроводников. Тогда мы на семейном совете решили, почему бы и нет. На тот момент я четвертый год работала в педагогической академии (СГПА). О своих планах коллегам не стала рассказывать и тайком начала проходить отбор. Это был 2006 год. Я решила попробовать, и всё получилось.

Как проходил процесс трудоустройства?

В первую очередь начала с прохождения медицинской комиссии, это самое сложное и важное испытание. Для этого мне пришлось сдать много различных анализов, простоять километры очередей в поликлиниках, получить справки годности у специалистов и т.д. После всех этих процедур я пришла на врачебно-летную экспертную комиссию и прошла её.

Как Вас встретил новый коллектив?

Я работаю в авиакомпании с февраля 2006 года. Закончила двухмесячные курсы обучения в Сахацентре подготовки авиационного персонала, преподавателем являлась наш начальник Ковальчук Надежда Николаевна. Она реальный профессионал своего дела, очень доходчиво и четко все рассказывает, объясняет.

Коллектив тогда и сейчас очень дружный и разносторонний, творческий. Для меня это важно - быть частью команды. Все, за исключением 6 бортпроводников, которые прибыли в этом году, имеют первую категорию. У новеньких нет пока допусков к сложным полётам.

В 2009 году из бортпроводников я перешла в бортпроводники-инструкторы. Стала обучать новых специалистов в полётах, все им объяснять, показывать на практике. Сейчас я больше занимаюсь лётно-методической работой.

Как я уже рассказала, коллектив у нас разноплановый, много учителей английского языка. Я, к примеру, изучала английский с коллегой Наталией Олийник на Филиппинах. Практически все владеют якутским языком, что немаловажно, учитывая географию наших полётов.

Есть у нас чемпионка по тхэквондо, мастера парашютного спорта, легкой атлетики. Коллектив у нас творческий, принимаем самое активное участие в общественной жизни авиакомпании.

Помните первый рейс?

Честно скажу, свой первый рейс в качестве бортпроводника не помню до мелочей. Но помню эмоции: это было очень волнительно, круто и красиво. Я очень полюбила рассматривать родные якутские просторы через иллюминатор. С высоты птичьего полёта раскрываются наикрасивейшие пейзажи: удивительные облака, зеркальные реки и озера, густой лес, высокие горы...

Как проходит ваша неделя?

У нас есть график. Трижды в неделю – понедельник, среда, пятница - составляется лётный план на два дня. При его составлении учитывается налёт часов каждого бортпроводника. Всё зависит от него, куда и когда, каким рейсом полетишь – Батагай, Тикси, Зырянку и т.д.

Как готовитесь перед вылетом?

Накануне дня вылета бортпроводнику предоставляется 12 часов предполётного отдыха. Не рекомендуется заниматься активными физическими нагрузками, категорически запрещается употребление спиртных напитков. Должен быть физический и эмоциональный покой. Наутро формируем рабочую сумку бортпроводника, где обязательно должны быть документы, свисток, фонарик и светоотражающий жилет. Конечно, его можно дополнить личными вещами – косметикой, средствами гигиены. Порой случается так, что рейс задержат по метеоусловиям на пару суток.

За полтора часа до вылета приходим в службу, проходим медстарт. Это осмотр врачом. Если ты себя неважно чувствуешь, есть признаки простуды, он может не допустить тебя к вылету и полетит резервный бортпроводник. Но таких случаев у нас бывает крайне мало.

Обязательно берем с собой на рейс медицинскую аптечку для пассажиров. Каждый из нас умеет оказывать доврачебную помощь. Мы проходим специальное обучение, где нас учат, как ставить уколы, делать непрямой массаж сердца.

Кроме того, регулярно тренируемся проведению аварийно-спасательных мероприятий. Отрабатываем эвакуацию пассажиров, должны уложиться в 90 секунд. Нас учат, как вести себя в экстренных случаях, но на самом деле реакция индивидуальна.

Постоянные перелёты сказываются на здоровье?

Я работаю в авиации уже четырнадцать лет, но чувствую себя отлично. Впрочем, наслышана про профессиональные болезни - повышенное артериальное давление, варикоз.

Конечно, это стресс для тела, потому что давление постоянно меняется, но у нас нет длительных перелётов на дальние расстояния, как в других авиакомпаниях, поэтому проблем со здоровьем я не испытываю. Тьфу-тьфу-тьфу, пока Бог миловал. Ведь, Ан-24 и Ан-26 летают на высоте 5500 метров, а Боинги на 10 000. Кстати, разницы во времени в нашем случае максимум 2 часа, поэтому джетлаг меня тоже не беспокоит.

Бортпроводники выглядят очень аккуратно. С чем связано такое трепетное отношение к внешнему виду?

Бортпроводник - лицо авиакомпании. Ношение формы в любом случае обязывает, дисциплинирует. Любой женщине хочется выглядеть аккуратно и красиво. Следим за формой, она должна быть чистой, выглаженной.

Шьется форма специально для каждого бортпроводника с нашими элементами – национальными узорами, логотипом авиакомпании. Мы заказываем на размер больше и уже здесь, в Якутске, подшиваем под свою фигуру.

С какими экстренными или необычными ситуациями за всё время работы вы сталкивались на борту?

Как правило, большинство авиационных инцидентов и происшествий случается во время взлёта или посадки. К счастью, на моих рейсах такого не было. Случались необычные пассажиры: был заказной рейс на Депутатский, мы везли международную экспедицию с 22 ездовыми собаками. Также возили коз, свиней, кур, северных оленей.

Пилоты и бортпроводники едят ту же еду, что пассажиры? Феномен популярности томатного сока на борту у вас тоже встречается?

Питание для пассажиров должно отличаться от экипажного. У них оно меняется каждые 10 дней, у пассажиров, кстати, с недавних пор тоже. Каждый период мы пересматриваем рацион, стараемся уложиться в определённую сумму.

Феномен популярности томатного сока у нас тоже встречается. Даже не знаю из-за чего. Каждый рейс разный – в одном пассажиры могут выпить весь томатный сок, в другом - воду, на третьем – апельсиновый сок. На борту должен быть томатный, апельсиновый и яблочный соки по классическому принципу «кислое, сладкое, солёное».

Чем занимаетесь в свободное время?      

На самом деле его не так много. Порою, устаешь до такой степени, что хочется принять душ, лечь на диван и ничего не делать. Люблю читать, смотреть фильмы.

Люблю собирать алмазную мозаику – это такая мозаика стразами. Кропотливая работа, но она мне нравится и меня она успокаивает. Но опять-таки, нужно вдохновение. Всё зависит от настроения. Если оно не очень, то не стоит приниматься за сборку мозаики, только испортишь. И наоборот, когда хорошее настроение, могу собирать её часами.

Одна картина занимает от пары недель до полугода. Сейчас я увлеклась румбоксом – это сборка дома, интерьера в миниатюре.

За что больше всего любите свою работу?

Я очень люблю небо и каждый раз иду на рейс с улыбкой. Мне нравится такой образ жизни: классно, что ты не привязан к офису и постоянно знакомишься с новыми людьми. Каждый день разный, нет понятия «День сурка». Даже если летаешь ежедневно по одному и тому же маршруту, ситуации в полёте не будут повторяться.

 

 

С. Платонов

АК «Полярные авиалинии»

27.02.2020
28 февраля в медиацентре «Сахамедиа» пройдет первая битва журналистов и блогеров Якутии
27.02.2020
Когда устьянское село Сайылык на севере Якутии прибывает Ми-8, на котором вторым пилотом летает Павел Аммосов, люди с гордостью говорят: «Прилетел наш парень, внук ветерана»
18.02.2020

Специально для выпускников подготовлена брошюра, содержащая в себе информацию о целевой программе АК «Полярные авиалинии» и о порядке поступления в авиационно-технические учебные заведения РФ