Наши предшественники: Петр Федоров в небе войны и мира
23.09.2016
Наши предшественники: Петр Федоров в небе войны и мира

Родившийся в крестьянской семье в 1920 г. Пётр Фёдоров жил в таком окружении, что о том, чтобы связать свою жизнь с авиацией, и не мечтал. Его родители, как и все жители села Соловецкое Омской области, в начале 1930-х гг. были колхозниками, трудились на земле, и дети их тоже с малолетства приучались к нелёгкому труду землепашца. Когда после окончания школы надо было выбрать учебное заведение, Пётр отдал предпочтение связанному с сельским хозяйством Семипалатинскому мясопромышленному техникуму. Завершить учёбу не удалось, в 1940 г. призвали в армию, но в анкетах всегда указывал свою гражданскую специальность – мастер колбасного дела.

Служил красноармеец Фёдоров на Дальнем Востоке в 33-й авиабазе. Присмотревшись к новобранцу, имевшему хорошее для того времени образование и отменное здоровье, его направили в Бирмскую военную авиашколу пилотов, готовящую лётчиков-истребителей не «скороспелок», а по полной программе.

В 172-й истребительный полк 309-й Смоленской Краснознамённой истребительной авиадивизии 4-й воздушной армии младший лейтенант П.И. Фёдоров прибыл 10 января 1945 г. Это был канун Восточно-Прусской наступательной операции, которую войска 2-го и 3-го Белорусских фронтов и части сил 1-го Прибалтийского фронта при содействии Балтийского флота проводили с целью разгрома группировки противника в Восточной Пруссии и северной части Польши.

Войска 2-го Белорусского фронта, в составе которого сражалась 4-я воздушная армия, перешли в наступление 14 января. После небольшой перегруппировки основные силы 2-го Белорусского фронта с 10 февраля приступили к проведению Восточно-Померанской операции с плацдарма на реке Висла в общем направлении на Штеттин. Достойный вклад в победное развитие этих операций внесли лётчики 4-й воздушной армии, наносящие массированные удары по войскам и военным объектам противника. Внёс свою лепту и герой нашего очерка.

Его оружие – истребитель Як-3. Эта боевая машина, разработанная в ОКБ А.С. Яковлева, выпускалась серийно с марта 1944 г., пользовалась большой любовью на фронте и считалась лучшим истребителем того времени. Французские лётчики полка «Нормандия – Неман» из предложенных им истребителей, как советских, так и английских и американских, выбрали именно Як-3 и действовали на них исключительно успешно.

Командир 172-го истребительного авиационного Белостокского Краснознамённого ордена Суворова 3-й степени полка, представляя 4 апреля 1945 г. младшего лейтенанта П.И. Фёдорова к награде писал: «Благодаря настойчивости и большому желанию, в короткий срок прошёл тренировочную программу и введен в строй боевых экипажей. За период работы в полку на самолёте Як-3 произвёл 30 успешных боевых вылетов в основном на сопровождение штурмовиков Ил-2. На боевые задания летает с большим желанием. Сопровождая штурмовиков Ил-2, надёжно прикрывает их боевые порядки, в результате штурмовики потерь от истребителей противника не имеют. Летая ведомым, все команды в воздухе воспринимает быстро и правильно, надёжно прикрывает своего ведущего.Материальную часть самолёта Як-3 с мотором ВК-105ПФ-2 знает хорошо и грамотно её эксплуатирует. Повседневно работает над повышением своего лётного мастерства. Техника пилотирования и осмотрительность отличные».

Приказом командира 309-й Смоленской Краснознамённой истребительной авиадивизии от 19 апреля 1945 г. младший лейтенант П.И. Фёдоров награждён орденом Красной Звезды. Как раз в это время 2-й Белорусский фронт приступил к участию в Берлинской операции, в ходе которой к 6 мая его войска вышли на восточный берег Эльбы, где встретились с войсками союзников. Здесь младший лейтенант П.И. Фёдоров и его однополчане праздновали День Победы.

Прошло меньше месяца после награждения, и, как заключительный аккорд участия П.И. Фёдорова в Великой Отечественной войне, стало представление его 11 мая командиром 172-го истребительного авиаполка подполковником Н.И. Алабиным к очередной награде: «После награждения на самолёте Як-3 произвёл 23 успешных боевых вылетов на сопровождение штурмовиков Ил-2 и прикрытие наших наземных войск. В боях умело использует преимущество своего самолёта. 29 апреля 1945 г. в составе четырёх Як-3 в районе Безенбров, прикрывая наши наземные войска и действие штурмовиков Ил-2, будучи ведомым у старшего лейтенанта Кузюкова, провёл воздушный бой с группой вражеских самолётов ФВ-190. Несмотря на численное превосходство воздушного противника в результате взаимной выручки и умелого маневра было сбито три вражеских самолёта. Одного из них сбил Фёдоров». Приказом командующего 4-й воздушной армией от 31 мая 1945 г. младший лейтенант П.И. Фёдоров награждён орденом Отечественной войны 2-й степени.

После войны П.И. Фёдоров ещё четыре года служил в ВВС страны, а затем, демобилизовавшись, стал работать пилотом в 262-ом авиаотряде Северо-Кавказского управления ГВФ. Нам не известно, что побудило его сменить тёплые края на суровый Север. Осенью 1951 г. Пётр Иванович перевёлся в, базирующийся в Олёкминске, 299-й отряд специального применения (ОСП). В апреле 1952 г. ему, сдавшему необходимые зачёты и показавшему отличную технику пилотирования на самолёте По-2, присвоили звание пилота ГВФ 3-го класса. Прошло чуть больше месяца, и в июне приказом начальника Якутского управления ГВФ П.И. Фёдорова допустили к самостоятельным производственным полётам с подбором площадок с воздуха при минимуме: высота облачности 200 м, видимость 2 км.

В августе 1952 г. на базе 234-го и 299-го авиаотрядов спецприменения был образован 140-й ОСП с эскадрильным разделением лётной службы. 3-я эскадрилья стала базироваться в Нюрбе. К этому времени П.И. Фёдоров зарекомендовал себя не только отличным пилотом, но и проявил хорошие организаторские способности: его назначили заместителем по лётной работе командира 3-й авиаэскадрильи.

Важнейшим событием, оказавшим заметное влияние на дальнейшее развитие экономики не только Якутии, но всей страны, было открытие в августе-сентябре 1949 г. первого рассыпного месторождения алмазов в Западной Якутии. С октября 1953 г. в посёлке Нюрба обосновалась Амакинская экспедиция, целенаправленно занимавшаяся геологоразведкой алмазных месторождений, нефти и газа на западе Якутии. Экспедиция на многие годы стала основным заказчиком нюрбинских авиаторов, внесших большой вклад в поиски и добычу алмазов, а также других полезных ископаемых. Со второй половины 50-х гг. на западе Якутии развернулись интенсивные работы по освоению алмазных месторождений. Для обслуживания геологических экспедиций в районах рек Далдын и Муна требовалось постоянное выделение значительного количества самолётов Ли-2, Ан-2 и По-2, а в перспективе – и вертолётов. Ещё больший объём авиационных работ намечался в связи со строительством в Мирном алмазодобывающих предприятий, началом работ по возведению Вилюйской ГЭС.

Для решения этих задач в сентябре 1956 г. на базе авиаэскадрильи 140-го ОСП в аэропорту Нюрба образовали 192-й объединённый авиаотряд. В отряде было две авиаэскадрильи. 1-ю АЭ, в которой эксплуатировались вертолёты и самолёты Ан-2, возглавлял А.Е. Сафонов. Командиром 2-й АЭ, имеющей только самолёты Ан-2, Як-12 и По-2, стал П.И. Фёдоров.    

В июле 1962 г. П.И. Фёдорова утвердили зам. командира 192-го авиаотряда по лётной службе, а в сентябре 1963 г. в связи с реорганизацией подразделений назначили командиром 192-го лётного отряда Нюрбинского ОАО. Под его умелым руководством лётный отряд успешно осваивал эксплуатацию самолётов Ли-2 и Ил-14, вертолёта-гиганта Ми-6. 192-й ЛО стал одном из крупнейших в стране лётным отрядом авиации спецприменения.  

За все годы советской власти только 17 авиаторов Якутии были удостоены высшей награды страны – ордена Ленина, одним из них в 1963 г. стал П.И. Фёдоров. Представляя его к этой награде, командир Нюрбинского ОАО В.В. Кузаков писал: «Обладая богатым личным опытом работы на Крайнем Севере, настойчиво и методично передаёт его лётному составу. Авиаотряд заметно улучшил свою работу по обучению и тренировке лётно-подъёмного состава. Из личных качеств следует отметить: скромность, принципиальность, требовательность, нетерпимость к недостаткам, умение подчинить коллектив своей воле и дисциплинированность. Обладает хорошими организаторскими способностями и неутомимой энергией».  

В 1969 г. Пётр Иванович по состоянию здоровья ушёл с лётной работы и с должности командира лётного отряда, стал инструктором тренажёра. А затем, с 1972 г. он в течение десяти лет возглавлял штаб Нюрбинского ОАО. В эти годы он вместе с бортмехаником-инструктором В.Н. Пан-Си-Хэ организовал и продолжительное время руководил Клубом юных лётчиков. И здесь Пётр Иванович работал увлечённо, с большой самоотдачей. Но и результаты были впечатляющие. В клубе занимались представители пяти школ района, что говорило о его постоянно растущей популярности среди юношей, готовящих себя к интересной работе в гражданской авиации. Показательно, что из первого выпуска «Клуба юных лётчиков», состоявшегося в мае 1973 г., четверо юношей поступили в авиатехнические училища, а трое стали работать авиамотористами в Нюрбинском авиапредприятии. А в июне 1974 г. уже 12 выпускников клуба получили свидетельства, дающие право поступить в лётное училище вне конкурса. Планомерная многолетняя работа Клуба и другие мероприятия, проводимые в Нюрбинском ОАО со временем дали хорошие результаты: в авиапредприятии из года в год увеличивалось количество работников из числа местной молодёжи.

Течение жизни неумолимо. Нет уже среди нас и Петра Ивановича Фёдорова, но память о нём, ветеране войны и труда, видном организаторе воздушного транспорта Якутии жива, в авиации республики продолжают работать его воспитанники и воспитанники воспитанников.

И.Е. Негенбля,

кандидат исторических наук

 

Нашли ошибку в тексте?
Сообщите нам! Выделите ошибочный фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Ctrl
Enter
Вернуться к списку