ФИЛИПП СЕРГЕЕВ: ЖИЗНЬ МЕНЯ НАУЧИЛА ВСЕГДА БРАТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НА СЕБЯ!
05.12.2016
ФИЛИПП СЕРГЕЕВ: ЖИЗНЬ МЕНЯ НАУЧИЛА ВСЕГДА БРАТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НА СЕБЯ!

По биографии Филиппа Сергеева можно изучать историю  авиации республики. Соратники уважают его за боевой характер, считают его рисковым, профессионально грамотным руководителем, принимавшим единственно-правильные решения в трудный период становления якутской авиации. По сегодняшним меркам, Филипп Семенович блестяще выполнял функции кризисного менеджера. Это он завел маховик массового строительства аэропортов и аэровокзалов по всей республике, это в период его работы на руководящих должностях началось активное возведение жилья для авиаторов, включая строительство социальных объектов и сопутствующей инфраструктуры. В Авиакомпании "Полярные авиалинии" начал работать в 2002 году в качестве заместителя генерального директора по аэропортовой деятельности, далее работал директором представительства АК, заместителем генерального директора по наземному обеспечению и начальником службы наземного обеспечения. Сегодня наш уважаемый юбиляр вспоминает о своем становлении в авиации. 

Родился я в 1936 году в п. Марха, что по Чурапчинской дороге в 25 километрах от Тюнгюлю. Отца не помню. Они с братом ушли на фронт, так и не вернулись. Мать работала дояркой в колхозе. Население в основном были старики, женщины и дети. Все терпели нужду и голод. Я  начал работать с шести лет, на сенокосе на быках. Так и проработал до конца 10-го класса. С возрастом и статус повысился ( смеется) - с быка пересел на коня. Тяжелейшее было время.В школу бегал за три километра, зимой жили в интернате. Учился я с легкостью, любил математику и физику. Нас, сельских мальчишек, веривших в непререкаемый авторитет учителя удивляло, что они наравне  с нами гоняли мяч и играли в волейбол. Особенно запомнились Таисия Николаевна Борисова и Михаил Прокопьевич Габышев. Это были очень жизнерадостные люди, вчерашние студенты. На выходные нас отпускали к родителям, к ним добирались за 28 километров. Потом еще уходили на охоту за 15 километров, в итоге проходили более 40 туда и столько же обратно! Вот раньше без транспорта так и жили. Десятый класс я закончил в Чурапчинской средней школе. Моими учителями были известные в республике педагоги – М.П. Габышев, Т.И. Иванова, Н.П. Красильникова и другие. После окончания школы в 1954 году поступил в Новосибирское техническое училище на специальность слесарь-монтажник. 

После училища, по распределению попал на завод «Сибсельмаша» откуда был призван в армию. Службу проходил в саперном батальоне при танковой дивизии в Прикарпатском военном округе в городе Яборово Львовской области. Командиры были в основном участники Великой Отечественной войны. Командиром взвода был выпускник военного училища Степанов Михаил Федорович, строгий , требовательный, но добрый человек. Последние два года службы мена назначили командиром отделения. Нас учили минному и подрывному делу, стрельбе. В батальоне проходили службу представители разных национальностей, населяющих весь Советский Союз. Я был единственный представитель якутского народа. В армии меня приняли в комсомол. Большое внимание уделялось физической подготовке и спорту. Часто выезжали на уничтожение невзорвавшихся мин и бомб. Участвовали в штабных учениях дивизии и округа, где устанавливали минные поля и разминировали «вражеские» минные поля. В 1957 году, на учениях стран Варшавского договора выполнили имитацию взрыва атомной бомбы. 

сергеев фс_12

В начале 1958 года, собрав необходимые документы, я отправил их в приемную комиссию для поступления в Якутский Государственный университет. Получив вызов из ЯГУ, я демобилизовался и поехал домой. Добирался полмесяца. Приехав в Якутск, успешно сдал вступительные экзамены. Но судьба распорядилась иначе. В это время шел набор в Киевский институт ГВФ. Мы с моим другом Николаем Габышевым решили поступить туда. После сдачи экзамена по физике нас приняли и уже в конце августа мы улетели в Киев.
На протяжении всего студенчества, было много счастливых моментов. Вообще, я  радовался всему! Учился с удовольствием, учеба давалась легко.  Я был общительный, сразу обзавелся множеством друзей, в свободное время занимался спортом. Успевали подрабатывать в Киевском «холодильнике», где разгружали вагоны с мясом. Пять лет был бригадиром. Производственную практику проходили на авиазаводах в Москве и Тбилиси, обслуживали самолеты. После третьего курса устроился на работу пионервожатым в лагерь, домой не поехал. Хорошее время было! 

сергеев фс_4

После окончания института в 1964 году был принят на работу инженерную службу Якутского объединенного авиаотряда – ЛЭРМ. Работал сменным инженером по обслуживанию самолетов Ил-14 и  Ли-2. В то время условия работы были крайне суровые. В одном старом деревянном здании размещался цех оперативного обслуживания инженерной службы ПДО, автобаза, служба ГСМ, инженерная и буфет. Не было ни горячей, ни холодной воды, все удобства были на улице.  Температура достигала минус 55- 60 градусов. В 1965году по 66-ой я прошел переобучение по техническому обслуживанию самолетов Ан-12, Ан-24. С поступлением в Якутский авиаотряд в 66-ом году новых самолетов Ан-12 и Ан-24, в АТБ был организован технический участок по обслуживанию самолетов. Я был назначен старшим инженером этого участка. В дальнейшем я работал в АТБ начальником ПДО, затем начальником оперативного цеха, начальником производства. Тогда в АТБ трудилось около 600 человек, техников , инженеров и других категорий работников. Первыми начальниками АТБ был Киевицкий Михаил Иванович. Благодаря ему образовался дружный сплоченный коллектив единомышленников. В Якутском аэропорту было 60 самолетов, из них 20 штук Ан-12 (грузовые) и 40 штук – Ан-24, Як-40. В сутки выполнялось от 40 до 50 вылетов. Якутская АТБ было одним из лучших коллективов Министерства гражданской авиации СССР. Во время работы в АТБ в 1964-1976 годы, я побывал почти во всех авиаремонтных заводах Советского Союза, начиная от Ростова – на – Дону до Улан-Удэ, включая Алма-Ату и Ташкент. 

02.jpg

В 1976 году, по настоянию командира Якутского объединённого авиационного отряда Валерия Ильича Кузьмина, был назначен заместителем начальника службы организации перевозок аэропорта «Якутск». Это был один из самых тяжелых периодов моей работы. Отдел перевозок того времени был самым отстающим в работе Якутского авиаотряда. Не было никакой организации производства. Руководителями смен грузовых и пассажирских перевозок работали люди без специального образования. Отсутствовала технология работы, грузы хранились в ужасном беспорядке.  Случалось и такое, что заказчики годами не могли найти свой груз, не был налажен соответствующий  документооборот.

С огромным трудом, постепенно были устранены все недостатки и недоработки. Была разработана технология производства от начала приема, хранения, загрузки и разгрузки самолетов. В пассажирской службе была разработана система регистрации, контроля и посадки пассажиров. Была внедрена полная механизация загрузки и отгрузки грузов, налажен порядок складского помещения, а также была организована предварительная подготовка трейлеров. Через год уже не было никаких нареканий к нашей службе перевозок. Мы заняли первое место по соцсоревновани. Среди коллективов ЯОАО.

В 1978 году командир Якутского авиаотряда В.И.Кузьмин, отправил меня я должности своего первого заместителя в Академию ГА в Ленинграде. После окончания Академии в 1979 году, я был приглашен в Обком КПСС на должность инструктора Отдела транспорта и связи. Тогда Первым секретарем Якутского Обкома КПСС работал Гаврил Иосифович Чиряев. В этот период работы я изнутри узнал работу правительства, райкомов и райисполкомов, объездил всю республику, изучил ситуацию не местах, проанализировал состояние отрасли. Был знаком со многими руководителями предприятий и организаций, что впоследствии очень помогло в работе заместителем начальника Управления ГА. 

сергеев фс_6

В 1982 году решением Бюро Обкома КПСС и приказом Министра ГА маршала Бугаева Б.П., я был назначен заместителем начальника Якутского Управления ГА по строительству и эксплуатации наземных сооружений. До моего назначения там работал ветеран войны Иннокентий Семенович Кычкин, один из создателей Якутского управления ГА. Аппарат наземных служб УГА состоял из специалистов с авиационным высшим образованием. Отдел по капитальному строительству  возглавляла Оксана Александровна Шепеленко. Очень грамотный, творческий, волевой человек. Начальником отдела наземных служб работал тогда Александр Алексеевич Шестаков. Оба они были образованные, специалисты высшей категории. Тогда и кадры набирались лучшие из лучших, потому что требования были жесткие. Обязательное профильное высшее образование, стаж в отрасли не менее 5 – ти лет и обязательно членство в партии.  Заместителем министра МГА СССР был Л.С.Свечников, который был большим авторитетом среди работников ГА всей страны, который много лет курировал наше Якутское Управление ГА, Большую помощь нам оказывали начальники управления капитального строительства Министерства ГА СССР А.А.Морозов, Ю.И.Баранов, начальник финансового управления В. И. Атларов. В республике авиаторов поддерживали заместитель Председателя республики Н.С.Охлопков, секретарь Якутского Обкома КПСС И.И.Пьянков. На средства, выделенные Министерством ГА СССР, были построены взлетно-посадочная полоса в аэропорту Якутска, аварийно-спасательная станция, топливопровод «Жатай-Якутск», здание АТБ, теплотрасса «ГРЭС – аэропорт «Якутск». Для обеспечения отопления зданий и сооружений горячей и холодной водой, проложена система канализации «Аэропорт – очистные сооружения». Аэропорт «Якутск» получил статус международного. 

сергеев фс_2

Из социальных объектов были построены детские сады, многоквартирные жилые дома для авиаторов, вплоть до магазинов, аптеки и столовой. Также были построены различные объекты и по республике. Всего жилья более тысячи квартир, детских садов более , чем на тысячу мест. За счет привлеченных средств, была проведена реконструкция взлетно-посадочной полосы в аэропорту «Мирный» для приема самолетов первого класса, а также был построен аэропортовый комплекс в Чульмане. На республиканские средства были построены аэропортовые сооружения в Вилюсйке, Саскылаахе, Моме, Белой Горе, Чокурдахе. Для выполнения такого большого объема работ, были привлечены крупные строительные компании,такие как СМУ-16, СМУ-11, Главякутстрой, Углестрой, Алмазстрой, Мирныйдорстрой, Вилюйгэсстрой и многие другие. Прооектировали наши объекты такие именитые проектные организации как Аэропроект ( Москва), Ленаэропроект ( Ленинград), Сибаэропроект ( Красноярск), Дальаэропроект ( Хабаровск) и  Якутгражданпроект. Особенно хочу отметить начальника ОКСа О.А.Шепеленко, заместителей командиров М.В. Красивского, Б.М.Фридмана, А.Л.Аграновича, А.Н.Демидова.

За все годы моей работы, я трудился честно, добросовестно. Жизнь меня научила всегда брать ответственность на себя. Я нес ответственность за все, что делал и не допускал к принятию важных решений не профессионалов. Болел за свой коллектив, помогал своим коллегам  чем мог и они отвечали мне добром и взаимопониманием. Я с благодарностью вспоминаю всех, с кем работал все это время.


записала Ольга Ушницкая

фото из личного архива Ф.С.Сергеева


Нашли ошибку в тексте?
Сообщите нам! Выделите ошибочный фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Ctrl
Enter
Вернуться к списку