Мне бы в небо!
03.05.2018
Мне бы в небо!

У каждого предприятия есть особые люди, которые своим профессионализмом, долгим и преданным служению делу, и человеческими качествами заслужили статус человека-легенды. В нашей авиакомпании одним из таких является Марков Федор Гаврильевич – ветеран авиации Якутии, ветеран труда, почетный работник транспорта РС (Я). Он, технарь с золотыми руками и огромным производственным опытом, в данный момент работает заместителем генерального директора авиакомпании по инженерно-техническому обеспечению. В компании его называют «наш технический директор».

 — Федор Гаврильевич, давайте познакомимся поближе. Вы об авиации мечтали с детства? Может быть, родители были связаны с этой романтической профессией?

— Родители мои никакого отношения к авиации не имели: отец — учитель, мама — домашняя хозяйка в сельской местности. Но я окончил школу в 1968 году. В то время авиационная и космическая слава страны гремела на весь мир. Все пацаны мечтали стать летчиками, а мне повезло мальчишескую мечту реализовать в реальности. Я поступил в Рижский авиационный институт гражданской авиации и закончил его с дипломом инженера по эксплуатации летательных аппаратов и двигателей. В советские времена в Рижском авиационном училось много ребят из Якутии. Тогда наши авиаторы получали образование в двух вузах: в Киеве и в Риге. Поэтому в нашей республике много моих однокашников работают. Например, Ильинов Иван Яковлевич — директор Нюрбинского филиала нашей авиакомпании. Это мой близкий друг, однокашник и коллега. Я сам по окончании института в 1974 году был направлен на работу на Нюрбинское авиапредприятие. Была тогда такая АК «Вилюй», которая в 2001 году закрылась. И почти все ее сотрудники перешли в «Полярные авиалинии». И это замечательно, так как удалось сохранить для республики костяк старой школы профессионалов.

— Я слышала, что в области малой авиации советская Якутия была чуть ли не впереди всей страны?

— Совершенно верно.Как сейчас модно говорить, в рейтинге ПАНХ (применение авиации в народном хозяйстве) в эпоху СССР наша республика занимала второе место по стране! И по общим объемам перевозок, и по количеству воздушных судов. Мы летали тогда на вертолетах МИ-6 и МИ-8. Подготовка была на высшем уровне. Очень крутые асы были по тем временам. Я, к примеру, всю жизнь работал на грандиозных и масштабных проектах государственной важности. Принимал участие в нефтегазовой разведке, становлении алмазной промышленности, строительстве БАМа, протягивании газопроводов, налаживанию спутниковой связи и телевидения в Якутии. Все грузы для этих значимых преобразований, требовавших мобилизации гигантских ресурсов всей страны, перевозили мы. Я считаю, мне выпал счастливый жребий — увидеть своими глазами, как вершится история России и приложить частичку своего личного участия. Вот какой опыт я и мои коллеги — авиаторы советской школы передаем новому поколению в нашей авиакомпании.

— В «Полярные авиалинии» вас пригласили сразу на руководящую должность?

— Да. В 2008 году я приехал в Якутск в головной офис компании в качестве заместителя генерального директора. Видимо, был у дирекции на хорошем счету и нужны были мои знания, опыт. Но сам я никогда к карьерному росту не стремился. Мне нравилось работать рядовым инженером, поэтому я не раз отказывался, меня уговаривали, доказывали, что я нужен производству, компании, людям. Убедили, пришлось согласиться.

—Федор Гаврильевич, что для вас значит фраза «человек труда»?

— Это тот, кто посвятил всего себя любимой профессии. Тот, для кого рабочий коллектив — вторая семья. Не зря же говорят: он женат на своей работе. Это тоже про человека труда. За 40 лет в авиации я много таких людей встречал. У истоков создания технической базы авиакомпании «Полярные  авиалинии» стоял инженер Николай Николаевич Суханов — настоящий человек труда. Он много сил, умения и стараний вложил в наше дело. Один из первых работников компании в якутском цеху, он трудоголик, специалист экстра-класса и наставник молодежи. Сейчас наши ребята — молодые специалисты без помощи «дяди Коли» не могут обойтись. Еще один человек труда для меня — Юрий Федорович Нечаев, инженер Маганского филиала нашей компании. Заслуженный человек, непревзойденный профессионал, имеет все отраслевые почести и награды, а какой скромный и душевный! И таких фамилий могу много еще назвать. Работа у нас беспокойная, летаем круглые сутки. Техника есть техника, вопросы возникают разные, решать их нужно быстро и качественно, от этого в прямом смысле зависит жизнь людей. И мы всегда готовы и днем, и ночью нести свою нелегкую, но такую интересную и ответственную службу.

— Как вы считаете, положение рабочего класса изменилось за последние 30 лет?

— Весь мир держится на рабочем классе независимо от общественного строя. Рабочий человек —основной творец и производитель. А руководители приходят и уходят. Я сам себя считаю рабочим классом и по душе, и по прошлой работе. Я таким был и остался. Мне больше нравится работать руками, а не руководить в кабинете. Но с возрастом приходит опыт, и необходимо его использовать уже на другом уровне. А основной фактор успешности руководителя —это умение предвидеть ситуацию, обстановку, политику, то, чего хочет коллектив, прогнозировать на два-три года вперед. И тут без опыта не обойтись.

— Расскажите, как компания «Полярные авиалинии» поддерживает своих сотрудников?

— Любая авиакомпания держится на двух основных службах: лётной и инженерно-авиационной. Руководитель должен заниматься не только технической организацией рабочего процесса, но и решать кадровые и социальные вопросы. У нас много программ по поддержке сотрудников. У летного состава есть льготы и дополнительные выплаты в зависимости от профессионального роста каждого сотрудника. Материальные привилегии имеют работники и по выслуге лет. Все, кто отработал в компании более семи лет, раз в год бесплатно летают. Действует хорошая, молодежная программа. После окончания учебного заведения, молодые специалисты в течение 3-х месяцев могут рассчитывать на подъемные. Расходы на прохождение медкомиссии при трудоустройстве мы им возмещаем. Молодоженам предприятие выделяет деньги и предоставляет оплачиваемый отпуск для бракосочетания. Когда у наших сотрудников рождается ребенок, они получают в подарок от «Полярных авиалиний» 15 000 рублей единовременно. Если же оба молодых родителя работают у нас, то сумма удваивается.Естественно, мы большое внимание уделяем обучению и повышению квалификации нашего персонала. В данный момент 37 ребят заочно учатся в различных технических вузах России. Профессиональные конкурсы — это тоже наша постоянная практика. Победителям вручаем ценные призы и присваиваем досрочно разряды, а это значит, что зарплата у человека будет больше. Все пенсионеры имеют право на единовременное вознаграждение от руководства. С ветеранами мы держим крепкую и постоянную связь. Если им нужна материальная помощь, то всегда откликаемся на такие просьбы.

— Федор Гаврильевич, у вас же семейная династия? Дети пошли по вашим стопам?

— Не авиатор в семье только моя жена. Она — педагог, всю жизнь работает учительницей якутского языка. А сын, Гаврил Федорович с детства грезил небом. Он выпускник Московского института гражданской авиации и у него точно такая же специальность, как у меня. Сейчас он работает начальником цеха иностранной техники у коллег — в авиакомпании «Якутия». Мы, встречаясь в семейном кругу, обсуждаем рабочие темы, советуемся по разным вопросам. Но сын уже становится большим профессионалом, чем я. Он свободно владеет английским языком, много ездил по миру. По работе бывал в Исландии, Швейцарии, Канаде, Америке. Дочка, Нюргустана Федоровна Семенова, профессию экономиста получила в Санкт-Петербурге. Она работает в Департаменте воздушного транспорта в Якутске. Курирует вопросы субсидирования воздушных перевозок.

— Вы своими семейными связями пользуетесь в работе? Субсидии получаете в первую очередь?

— (Смеется) Я к этой области мало отношения имею. Я же техник, экономическими вопросами в «Полярных авиалиниях» занимаются другие люди. Кроме того, Нюргустана раньше работала в нашей компании, прошла все ступени роста с самого младшего исполнителя. Она всех знает, со всеми имеет деловые контакты. Так что моего вмешательства в решении экономических вопросов авиакомпании не требуется. Кстати, ее дочь, моя внучка Николина, тоже учится в Питере по специальности «экономика авиации». Я горжусь своими детьми. Недавно сыну присвоили звание заслуженного работника транспорта РС (Я). А дочь — почетный работник воздушного транспорта республики.

— Давайте вернемся к 1 Мая. Какой Первомай вам запомнился больше всего?

— В 90-х годах никаких демонстраций не было. Происходил развал в авиации, коллеги оставались без работы, люди уезжали из Якутии. Поэтому, когда впервые после долгого перерыва первомайский парад возобновили в 2001 году, он запомнился мне навсегда. Я тогда в Нюрбе работал. Мы вышли всем составом предприятия, никого уговаривать не пришлось. Своими руками украсили машину и сделали флаг с эмблемой предприятия. Так радовались, что после долгих лет уныния и падения снова стали нужными своей стране. Все это так пронзительно было. Незабываемо.

— Как будете отмечать праздник в этом году?

— Участвовать в демонстрации, конечно. Пройду по проспекту вместе со всеми работниками «Полярных авиалиний» в общей колонне. После парада мы традиционно всем коллективом фотографируемся на ступенях Театра оперы и балета. А положенная маевка будет у меня дома, так как я живу в частном секторе. По-семейному отпразднуем. Всех своих коллег и людей труда Якутии поздравляю с наступающим 1 Мая! Весна — это время радости, особенно для нас, мужчин — охотников и рыбаков. Также весна — это сезон активной работы. Пусть у каждого будут мирное небо, здоровье и счастье в семье. Хорошего всем настроения!

Материал подготовила : Лариса Хрусталева

Нашли ошибку в тексте?
Сообщите нам! Выделите ошибочный фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Ctrl
Enter
Вернуться к списку